Статьи по психологии

Статьи

Мотивация героев сказок

Когда начинается Сказка, или Основные сюжеты и мотивация к действию героев сказки

Чаще всего главным героем сказки, в первую очередь волшебной (или инициационной), оказывается тот, кто имеет потенциальную, неизрасходованную энергию или нехватку чего-либо, что создает мотивацию покинуть родное пространство. Именно нехватки какого-либо ресурса, состояния, положения побуждает героя к действию.

Наговицын А.Е. и Пономарева В.И. в «Атласе сказочного мира» рассматривают несколько основных сюжетов сказок с точки зрения побудительных причин действий их героев.

  1. Мотивация по «брачному» типу - устанавливается социумом

Женатый/ замужний герой сказки имеет больший статус, нежели холостой. Традиционное общество настаивает на необходимости иметь семью, которая является обязательным атрибутом социализированного человека

Искомый брачный партнер — невеста или жених — всегда локализованы в «чужом» для героя пространстве («за тридевять земель»), интерпретируемом и как «иное царство», или как «иное» сословное пространство.

 

  1. Мотивацию по модели соревнования младшего со старшим – социальный мотив

«Младший» или «младшие» (сын, пасынок, брат, дочь, падчерица, сестра, а иногда – слуга, солдат и проч.) имеют недостачу в силу возраста или социального положения и, следовательно, мотивацию к действию, обусловленную желанием приобрести более высокий статус в семье или социуме.

Особым типом этого рода являются сказки о соревновании более слабых персонажей с более сильными. Большинство из них может быть отнесено к сюжету о ловкачах и трикстерах. Так либо иначе, герою необходимо проявить некие определенные качества, чтобы выйти победителем и изменить свой статус.

 

  1. Преследованием героя со стороны рода – социальная мотивация

Недостача может выражаться в отсутствии у героя одного или обоих родителей. В этом случае импульс к ее восполнению и соответствующему действию подают, подчас в принудительном порядке, мачеха или овдовевший отец, характеризуемые в качестве злых преследователей.

 

  1. Мотивация героя судьбой (наличием исключительных способностей)

Наличие у героя изначальной богатырской силы либо каких-то исключительных способностей также является мотивирующим фактором для оставления родного пространства, в котором нет возможности реализовать свою необычную силу или таланты. Бесперспективность самореализации в условиях родного пространства прослеживается в сюжетах, связанных с уходом из него героя, решившего: «Пойду по белу свету, людей посмотреть, себя показать».

 

  1. Мотивация героя судьбой (через недостачу, причинение вреда)

Данный мотив может выражаться через похищение у героя девушки или важного предмета либо околдовывание героя, нанесение ему какого-либо вреда. В этом случае его усилия по возвращению потери, в чем бы она ни выражалась, являются образцом, паттерном правильного поведения в традиционном обществе: отстаивается не только личный статус перед чужими, но и статус самого общества, показывается недопустимость и невозможность причинить ему вред, не поплатившись за это.

Аналогичным образом можно рассматривать уход героя куда-то на заработки, на охоту, на рыбную ловлю, с заезжими купцами, отгон стада на новые пастбища и т.д., в результате которого он встречает некое сокровище, волшебный предмет, волшебную или просто мудрую и прекрасную невесту, присваивает себе находки и возвращается в родные места. Последний вариант можно определить как «неизвестную ранее недостачу».

 

  1. Мотивация недостатком нужных умений и навыков – социальная мотивация

Множество сказочных сюжетов описывают поступление героя в ученики, как правило, к чародею, черту, лешему для получения чудесного умения. Научение героя часто квалифицируются сказкой как «хитрая наука».

 

  1. Мотивация героя судьбой (высшей волей)

«Выжидающий» типаж обладает огромной потенциальной энергией, но начинает действовать лишь с наступлением определенных обстоятельств, которые рассматриваются как воля высших сил, которые иногда проявляются в виде образа («По щучьему веленью») или через посланников (калики перехожие для Ильи Муромца).

 

  1. Присущая герою внутренняя потребность к действию сама по себе является мотивирующим фактором, среди которых выделяют два вида самомотивации:
    1. Герой начинает действовать спонтанно в определенных обстоятельствах, хотя в иное время и в иных условиях сохраняет относительный покой, например, это серия сказок о богатыре Добрыне и Змее.
    2. Другой тип сказочного героя — трикстер — самомотивирован постоянно в силу присущих ему изначально качеств. Карлсон, Незнайка, Буратино, барон Мюнхгаузен — все это персонажи подобного рода. Мотивацию судьбы герой усугубляет самомотивацией.

Таким образом, перечисленные виды мотивации можно свести в матрицу, выделив внутренние мотивы героя и побудительное воздействие социума, внешней среды.

 

Мотивирующие условия

Мотивация

СудьбаСоциум
ВнутренняяЖелание героя реали­зовать имеющиеся богатырские или иные экстраординарные качестваЖелание героя вос­полнить имеющуюся недостачу либо на­несенный ему или его роду ущерб
ВнешняяГероя подталкивают к действию сложив­шиеся обстоятельст­ва, касающиеся пер­сонально егоПоручение что-либо найти, добыть или кого-то освободить, чаще всего через принуждение

 

Из таблички хорошо видно, что в сказке у героя имеются всего четыре типа мотивационных (побудительных) детерминант, которые связаны в той или иной степени с внутренним психическим миром героя и окружающим его социумом. Внешние обстоятельства также связываются с социальным окружением героя, являющегося членом социума, или обусловливаются его личной судьбой. Но в любом случае именно волевое усилие к началу действия героя позволяет ему ре­шить задачи вне зависимости от источника их возникнове­ния.


Каждый из предложенных вариантов мотивации является архетипическим, представленным в сказаниях разных народов и продолжающих существование и в настоящее время. Соглашаясь с М.-Л. фон Франц, можно сделать заключение, что одна из функций героя в мифах и волшебных сказках состоит в том, чтобы напоминать о правильном способе поведения, согласуя свои поступки с «целокупностью» конкретного человеческого существа. Другими словами говоря, обнаруживая сценарии разных сказок в своей собственной жизни, мы получаем информацию о том, каким образом и способом может решать свои собственные задачи.

Статья по мотивам одноименной главы из «Атласа сказочного мира» Наговицына А.Е., Пономаревой В.И.


Обратная связь

Если у Вас возникли вопросы или Вы желаете записаться на психологическую консультацию - пожалуйста, заполните форму ниже или обращайтесь по телефону (098) 777-34-21 (Киевстар). Я отвечу вам максимально оперативно.






Write a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Бесплатная психологическая помощь

Куда обратиться за бесплатной психологической помощью при насилии и в сложных обстоятельствах

Номера телефонов бесплатных центров помощи, горячих линий и социальных …

Психотерапия

Ирвин Ялом: Исцеляет не что иное, как отношения

"Вопрос: Есть ли у Вас какое-то ноу-хау, то, что работает со всеми клиентами?- …

преодолеть тревогу

Как преодолеть тревогу. Практические упражнения

Техники расслабления и избавления от напряжения, стрессов и тревожных …