
В гостях у сказки, или в чем смысл «Курочки Рябы»?
«Сказку сказывать – это не шутки шутить, и не детей веселить» Можно было бы и так назвать статью, но я воздержалась. Почему такой слоган? Так дело ведь серьезное. Это не сочинение написать и не байку придумать. Сказку нужно пересказать правильно, чтобы смысл передать. И смысл не собственный, а первоначальный, заложенный в глубокой древности нашими предками. Вот только всегда ли мы сами понимаем смысл сказок?
Толковать сказки пробуют филологи, культурологи, психологи, и в результате открывается совершенно иное понимание текста. Так, например, лингвист и философ Вадим Петрович Руднев в книги «Тайна курочки рябы. Безумие и успех в культуре» предлагает ряд интерпретаций сказки, используя преимущественно психоаналитический взгляд. Результат получается интересный, возможно, шокирующий, но для знающих теорию читателей — предсказуемый.
Совершенно иное понимание сказки излагала Софья Залмановна Агранович, известный филолог, фольклорист и литературовед. В данной статье предлагаю Вам на рассмотрение и обсуждение именно ее толкование всем известной сказки «Курочка Ряба».
Для начала освежим память. Вот вариант сказки, которую мы слышали в детстве:
Жили-были дед да баба. И была у них курочка ряба.
Снесла курочка яичко, да не простое — золотое.
Дед бил, бил — не разбил.
Баба била, била — не разбила.
А мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось.
Дед плачет, баба плачет, а курочка кудахчет:
— Не плачь, дед, не плачь, баба: снесу вам яичко не золотое — простое!
Какова мораль сказки? В чем смысл? Если смотреть на эту сказку поверхностно, то смысла в ней, как оказывается, вообще нет. Без понимания символичности персонажей, мифических корней сказки, она кажется рассказом о двух маразматиках, человеческой глупости и тупости.
А вот теперь добавляем факты:
сказка оказывается адаптированная, не полная, отредактировали ее; наверное, чтобы ПОНЯТНЕЕ была.
корни у сказки такие древние, что понять ее с помощью нашей привычной логики не получится.
Что же вырезали умелые редакторы? Вариантов полного текста существует несколько, но основной сюжет в следующем: после того, как мышка разбивает яйцо, начинаются странные вещи: ворота скрипят, мост падает, птицы горестно поют, животные плачут, пересказывают друг другу историю о разбитом яйце. Появляются новые персонажи: поп, попадья и их две дочери. Дочери, узнав о разбитом яйце, выливают из ведер воду, коромысла ломают; попадья, готовившая тесто, опрокидывает его и размазывает по полу; поп, в свою очередь, отстригает косу (а значит, перестает быть священнослужителем), рвет церковные книги и устраивает в церкви пожар.
Концовка нам уже известна: появляется курочка и обещает снести новое яичко – простое! И вот тогда наступает общее ликование.
Теперь главный вопрос – что же все это значит?
Итак, расшифровка от С.З.Агранович:
Дед и баба – пожилые люди (не случайно!); также они воплощают человеческий коллектив (ведь это разнополая пара).
Яйцо – олицетворение жизни.
Золото — символ смерти (в мифах золото и богатства находятся именно в царстве мертвых, в славянских сказках — Кощей, представитель царства мертвых, всегда связан с золотом).
Золотое яйцо, которое получили дед с бабой, – это «антижизнь, черная метка».
Получив золотое яйцо, дед и баба воспринимают его, как знак приближающейся смерти. Они по очереди пытаются разбить яйцо, но ничего не получается.
Мышь – это посредник между миром живых (земных) и мертвых (подземных). Это существо, которое служит двум мирам, и поступает непредсказуемо. Мышь – двулика, может сотворить как добро, так и зло.
Семья попа – это модель как человеческой семьи, так и сакрального общества.
Разбитое мышью яйцо пугает всех. Мир начинает распадаться, происходит сумасшествие социума. Причина распада в неизвестности. Никто не знает, что будет дальше. Поступок мыши они не в состоянии объяснить в силу ее двуликости.
Наступает развязка: курочка обещает снести яйцо ПРОСТОЕ, а значит подарить ЖИЗНЬ. Конечно, все радуются! Они спасены!
Таким образом, «детская сказка» оказывается рассказом о жизни и смерти, о социуме, и о том, как складывается борьба за жизнь. Сказка о курочке Рябе транслирует эмоции опасной для жизни ситуации: тревогу, страх, отчаяние, в конце — радость и ликование.
Вот такая получилась интерпретация у Софьи Залмановны Агранович. Верная она или нет, узнать не возможно. Слишком велика пропасть между современным миром и миром наших предков. И вовсе не время здесь играет главную роль, а тип мировоззрения. Мифическое мышление осталось в прошлом, и человеку с нашей логикой, остается лишь строить догадки, предположения, пытаясь докопаться до истинного значения доставшихся по наследству текстов.
Источник http://knigacheet.ru/kurochka-ryaba/
Обратная связь
Write a Comment