Статьи по психологии

Статьи

Этапы психологического консультирования

Процесс психологической консультации

Человек обращается к психологу за консультаций в случае, если испытывает сложности в какой-то из сфер своей жизни: межличностном взаимодействии и общении, в семейной жизни или ее неустроенности, при возникновении конфликтных ситуаций на работе либо внутренних психологических сложностей, связанных со структурой личности самого клиента. При этом следует отметить, что очень часто клиенту сложно сформировать свой запрос, описать проблему и даже сформулировать свои ожидания от результатов психологического консультирования.

В каждом конкретном случае консультативный процесс уникальный, ориентирован прежде всего на клиента, его индивидуальные качества и особенности, его запрос и ситуацию. Однако существует некая модель,  отражающая консультативный процесс, которая помогает понять, как происходит конкретное консультирование. 

Выделение этапов процесса психологического консультирования условно, поскольку в практической работе одни стадии смыкаются с другими, и их взаимозависимость сложнее, чем в представленной схеме. Тем не менее,  можно выделить некий схематичный алгоритм сессии психологического консультирования, которому следует психолог в процессе консультирования.

  1. Исследование проблем. На этой стадии консультант устанавливает контакт (raport) с клиентом и достигает обоюдного доверия: необходимо внимательно выслушать клиента, говорящего о своих трудностях, и проявить максимальную искренность, эмпатию, заботу, не прибегая к оценкам и манипулированию. Следует поощрять клиента к углубленному рассмотрению возникших у него проблем и фиксировать его чувства, содержание высказываний, невербальное поведение.

  2. Двумерное определение проблем. На этой стадии консультант стремится точно охарактеризовать проблемы клиента, устанавливая как эмоциональные, так и когнитивные их аспекты. Уточнение проблем ведется до тех пор, пока клиент и консультант не достигнут одинакового понимания; проблемы определяются конкретными понятиями. Точное определение проблем позволяет понять их причины, а иногда указывает и способы разрешения. Если при определении проблем возникают трудности, неясности, то надо вернуться к стадии исследования.

  3. Идентификация альтернатив. На этой стадии выясняются и открыто обсуждаются возможные альтернативы решения проблем. Пользуясь открытыми вопросами, консультант побуждает клиента назвать все возможные варианты, которые тот считает подходящими и реальными, помогает выдвинуть дополнительные альтернативы, однако не навязывает своих решений. Во время беседы можно составить письменный список вариантов, чтобы их было легче сравнивать. Следует найти такие альтернативы решения проблем, которые клиент мог бы использовать непосредственно.

  4. Планирование. На этой стадии осуществляется критическая оценка выбранных альтернатив решения. Консультант помогает клиенту разобраться, какие альтернативы подходят и являются реалистичными с точки зрения предыдущего опыта и настоящей готовности измениться. Составление плана реалистичного решения проблем должно также помочь клиенту понять, что не все проблемы разрешимы. Некоторые проблемы требуют слишком много времени; другие могут быть решены лишь частично посредством уменьшения их деструктивного, дезорганизующего поведение воздействия. В плане решения проблем следует предусмотреть, какими средствами и способами клиент проверит реалистичность выбранного решения (ролевые игры, "репетиция" действий и др.).

  5. Деятельность. На этой стадии происходит последовательная реализация плана решения проблем. Консультант помогает клиенту строить деятельность с учетом обстоятельств, времени, эмоциональных затрат, а также с пониманием возможности неудачи в достижении целей. Клиент должен усвоить, что частичная неудача — еще не катастрофа и следует продолжать реализовывать план решения проблемы, связывая все действия с конечной целью.

  6. Оценка и обратная связь. На этой стадии клиент вместе с консультантом оценивает уровень достижения цели (степень разрешения проблемы) и обобщает достигнутые результаты. В случае надобности возможно уточнение плана решения. При возникновении новых или глубоко скрытых проблем необходим возврат к предыдущим стадиям.

--------------------------------------------------------------
Обратная связь

Если у Вас возникли вопросы или Вы желаете записаться на психологическую консультацию - пожалуйста, заполните форму ниже или обращайтесь по телефону (098) 777-34-21 (Киевстар). Я отвечу вам максимально оперативно.






Write a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Бесплатная психологическая помощь

Куда обратиться за бесплатной психологической помощью при насилии и в сложных обстоятельствах

Номера телефонов бесплатных центров помощи, горячих линий и социальных …

Психотерапия

Ирвин Ялом: Исцеляет не что иное, как отношения

"Вопрос: Есть ли у Вас какое-то ноу-хау, то, что работает со всеми клиентами?- …

преодолеть тревогу

Как преодолеть тревогу. Практические упражнения

Техники расслабления и избавления от напряжения, стрессов и тревожных …