Статьи по психологии

Статьи

Терапевтический контакт

Консультативный контакт

В 1975 г. С. Rogers (цит. по: Gelso, Fretz, 1992) задал вопрос: "Можно ли утверждать, что существуют необходимые и достаточные условия, способствующие позитивным изменениям личности, которые можно было бы четко определить и измерить?" На этот вопрос он сам дал ответ, назвав шесть условий:

  1. Два лица находятся в психологическом контакте.
  2. Первый персонаж, назовем его "клиентом", пребывает в состоянии психического расстройства, раним и встревожен.
  3. Второй персонаж, назовем его "консультантом", активно участвует в общении.
  4. Консультант испытывает безусловное уважение к клиенту.
  5. Консультант переживает эмпатию, приняв точку зрения клиента, и дает это ему понять.
  6. Эмпатическое понимание и безусловное уважение консультанта передаются клиенту даже при минимальной выраженности.

Никакие другие условия не обязательны. Если в определенный промежуток времени обеспечены данные шесть условий, этого достаточно. Позитивные изменения личности произойдут.

Консультативный контакт — это уникальный динамичный процесс, во время которого один человек помогает другому использовать свои внутренние ресурсы для развития в позитивном направлении и актуализировать потенциал осмысленной жизни (George, Cristiani, 1990).

Консультативный контакт — это чувства и установки, которые участники консультирования (консультант и клиент) испытывают один по отношению к другому, и способ их выражения (Gelso, Carter, 1985).

Таким  образом, можно выделить следующие уникальные параметры консультативного контакта:

  • эмоциональность (консультативный контакт скорее эмоционален, чем когнитивен, он подразумевает исследование переживаний клиентов);
  • интенсивность (поскольку контакт представляет искреннее отношение и взаимный обмен переживаниями, он не может не быть интенсивным);
  • динамичность (при смене клиента меняется и специфика контакта);
  • конфиденциальность (обязательство консультанта не распространять сведения о клиенте способствует доверительности);
  • оказание поддержки (постоянная поддержка консультанта обеспечивает стабильность контакта, позволяющую клиенту рисковать и пытаться вести себя по-новому);
  • добросовестность.

Что же делает консультативный контакт терапевтичным, эффективным для решения психологических проблем клиентов? Прежде всего то, что сам характер контакта  отражает особенности отношений клиента с другими людьми, стиль и стереотипы его общения: у клиента появляется возможность увидеть зеркальное отражение своего поведения, межличностных взаимодействий, эмоциональных реакций и, соответственно, изменить их, если они не является эффективными.

Автор: Р. Кочюнас "ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ"

--------------------------------------------------------------
Обратная связь

Если у Вас возникли вопросы или Вы желаете записаться на психологическую консультацию - пожалуйста, заполните форму ниже или обращайтесь по телефону (098) 777-34-21 (Киевстар). Я отвечу вам максимально оперативно.






Write a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Бесплатная психологическая помощь

Куда обратиться за бесплатной психологической помощью при насилии и в сложных обстоятельствах

Номера телефонов бесплатных центров помощи, горячих линий и социальных …

Психотерапия

Ирвин Ялом: Исцеляет не что иное, как отношения

"Вопрос: Есть ли у Вас какое-то ноу-хау, то, что работает со всеми клиентами?- …

преодолеть тревогу

Как преодолеть тревогу. Практические упражнения

Техники расслабления и избавления от напряжения, стрессов и тревожных …